Через почти 8 лет членства Болгарии в ЕС страна впервые получила от Брюсселя одобрительное похлопывание по плечу. Корреспондент „Стандарт” спросил
у вице-премьера Меглены Кенувой, является ли восстановление выплат из еврофондов и обещание членства Болгарии в Шенгене своеобразной компенсацией за твердую позицию страны в отношении проекта „Южный поток”.
По словам Куневой, все три вопроса необходимо рассматривать отдельно. «Восстановление выплат из еврофондов и поддержка европейских институций членства Болгарии в Шенгене стало возможным из-за того, что в стране было составлено проевропейское реформаторское правительство, которое в первый месяц своего управления показало, что усиленно работает по этим двум темам и имеет политическую волю продолжить проведение реформ»,— заявила она.
„Специально о Шенгене важно отметить, что Болгария выполнила все технические критерии по безопасности своих границ и, хотя и не является членом Шенгенского пространства, де-факто ведет себя как таковой и является надежным партнером. Наши европейские коллеги видят это. Как и то, что Шенген прежде всего положительно повлияет на экономику страны – инвестиционные потоки, усиленный товарообмен, а оттуда и рабочие места и доходы. Мы категорически заявляем своим европейским партнерам, что необходимо рассматривать Шенген именно с этой точки зрения, и не допустить того, чтобы Болгария получала лишь экономические негативы. На сегодня членство Болгарии в Шенгене поддерживают европейские институции – комиссия, парламент, совет, но решение принимается странами-членами и именно туда направлены наши усилия – тихая, но усиленная дипломатия”,— сообщила Кунева.
На вопрос, возможно ли возобновление строительства „Южного потока”, Кунева заявила, что в Брюсселе вице-премьер Томислав Дончев настоял на ответе Еврокомиссии в отношении „Южного потока” – будет строиться или нет. „Это решение должна принять Еврокомиссия, т. к. в прошлом году тогдашнее правительство Болгарии (составленное партией БСП) предоставило доверенность ЕК на ведение переговоров от имени болгарского правительства с российской стороной по проекту „Южный поток”. Наша позиция одна – если газопровод будет строиться, то по европейским правилам и с ясным размером дохода Болгарии. Если нет – то страна должна быть компенсирована строительством общего газового хаба, через который будет распределяться газ в Европу”,— сообщила Меглена Кунева.