18.09.2014
В Плевене с 9 сентября по 19 октября проходит выставка икон из коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника — «Драгоценный убор иконы».
Выставка в панораме «Плевенская эпопея 1877 г.» организована при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Республики Болгарии и Мэрии города Плевена.
Впервые уникальные произведения иконописи и прикладного искусства XVI – начала XX века из фондовых коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (всего 183 предмета) экспонируются за рубежом на выставке «Драгоценный убор иконы». Посетителям выставки предоставляется редкая возможность увидеть, насколько многообразен и богат убор русской иконы, узнать его «складывание» и изменение в различные исторические периоды.
В русском церковном искусстве икона в драгоценном убранстве представляет собой яркое и самобытное явление. Убор составлял неразделимый ансамбль с живописным образом и отражал отношение к нему как к духовной и физической реликвии.
Традицию украшения икон Древняя Русь восприняла из Византии. На протяжении столетий формировался сложный и многообразный комплекс иконного убора. Он состоял из металлических и шитых деталей, размещённых непосредственно на лицевой стороне иконной доски, а также подвесных и обрамляющих образ элементов. Для создания убора, как правило, использовались драгоценные материалы – золото и серебро, жемчуг и самоцветы.
Металлический оклад закрывал поля и фон средника иконы, оставляя открытыми лики или фигуры святых. Оклады XVI–XVII веков выполнялись из серебра в технике басмы, чеканки и гравировки и состояли из отдельных пластин, закреплённых на иконе соответственно рисунку. Нимбы Христа, Богоматери и святых выделялись выступающим венцом, украшенным цветными камнями и жемчугом. Венец Богоматери часто завершала фигурная коруна, воспроизводившая форму древнего княжеского головного убора. К венцу подвешивалось полукруглое нагрудное украшение – цата.
Вместе с металлическими к доске крепились и шитые детали убора: на челе Богородицы – убрус с драгоценной звездой-запоной, на вороте и зарукавьях – ожерелья и поручи. Одежды Божией Матери и Христа закрывала шитая риза с отверстиями для рук. Эти произведения вышивались по бархату и шёлку жемчугом и золотными нитями, щедро расцвечивались сверкающими камнями и стёклами, золочёными фигурными запонами. Превосходным памятником прикладного искусства XVIII века является риза с иконы «Богоматерь Киккская» 1675 года работы выдающегося русского иконописца Симона Ушакова.
Убор древних и наиболее почитаемых икон дополнялся различного рода «привесами», в число которых входили многообразные серьги и рясны (жемчужные подвески), а также предметы личного благочестия: наперсные кресты и иконки.
В XVIII–XIX веках характер иконного убранства постепенно меняется: металлический или шитый оклад становится цельным, полностью закрывающим изображение. Икону помещают в застеклённый киот с резной золочёной рамой. Наряду с дорогими материалами для изготовления деталей убора всё чаще используются недрагоценный металл и фольга, перламутр и цветные стёкла, бисер и стеклярус. Пышные и многоцветные оклады порой почти скрывают под собой живописный образ. К характерным для этого времени памятникам относятся икона «Рождество Богоматери» в ризе из стекляруса и образ «Богоматерь Знамение» в окладе и киоте, принадлежавший великому русскому композитору М. И. Глинке.
В начале XX века мастера часто обращаются к средневековой стилистике иконного убора, примером чему может служить икона в басменном окладе «Преображение, с праздниками» 1914 года работы иконописцев Александра и Николая Брягиных – точная копия древнего образа из суздальского Покровского монастыря.
Представленные на выставке произведения XVI – начала XX столетий из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника показывают красоту и историческое многообразие драгоценного убора русской иконы, говорится в сообщении музея.