Подбор тураСтраховкаОтзывы об отеляхФотогалереяКонтакты

Телефоны горячей линии


 Черепишкий монастырь остается в памяти навсегда.


 
  Стоит ли говорить, что современные туристы с каждым годом ищут в Болгарии не только места с идеальными песчаными пляжами и теплой морской водой, но и стремятся познать эту удивительнейшую страну во всей ее красе, во всех проявлениях, саму ее историческую суть, культуру, в которой каждый, несомненно, сможет почерпнуть что-то для себя. Все большей популярностью пользуются сегодня пешие маЧерепишкий монастырь  в Болгарииршруты по удивительным местам Болгарии, так называемый «сельский» и «религиозный» туризм, потому как любому человеку непременно хочется отдохнуть не только телом, но и душой, а утомленным городской суетой, множеством забот и проблем духом, так и хочется насладиться великолепием природных красот, гармонирующих с умиротворенной атмосферой монастырей. Тот, кто побывал хотя бы в одном из двухсот болгарских монастырей, просто не сможет не поделиться своими впечатлениями от того времени, что удалось провести в них, о том, насколько удалось наполниться легкостью и невероятным спокойствием духа в здешних монастырях. Безусловно, поведать о каждом монастыре в нескольких словах не удастся, потому как просто не получится предельно точно передать те ощущения, что переполняют душу и ту красоту, что окружает каждый монастырь, не говоря уже о том, чтобы описать каждую значимую достопримечательность и реликвию, которые бережно хранятся под сводами монастырских крыш. И потому мысленно будем путешествовать к Черепишскому монастырю, в котором каждый непременно сможет найти умиротворение и, возможно, ответы на многие вопросы. Итак, нам следует направиться в район ущелья гор Стара Планина к берегу одной из многочисленных рек Болгарии – реке Искыр.

Расположение Черепишского монастыря.

Построен Черепишский монастырь (Черепишки манастир), освященный в честь дня Успения Богородицы, у подножия покатых скал Балканской цепи, что щедро укрыта зелеными густыми лесами. В том месте, где горы Старой планины (так болгары называют Балканские горы) спускаются к берегам реки Искыр (Искр) и расположился монастырь. До ближайшего городка Враца, что находится севернее монастыря, расстояние всего в 29 километров. Согласно дошедшей до наших времен легенде, в этих местах в 1323-1333 годах произошла страшная битва войска Ивана Шишмана с врагами, после которой весь берег реки в том месте, где сейчас стоит монастырь, был усыпан огромным множеством черепов убитых воинов. Именно в знак памяти об этих воинах и был воздвигнут Черепишский монастырь в XIV веке и название он стал носить такое тоже в память об убитых на поле сражения. Подтверждение дате и окончания строительства этого монастыря – сохраненный письменный документ, являющийся церковным уставом (типиком), который сегодня находится в софиевском археологическом музее (Церковный историк). Согласно этому документу Черепишский монастырь был основан в 1390-1396 годах.

Место монастырей в прошлом Болгарии и в ее будущем.
Болгария - Черепишкий монастырь
До конца понять историю любого из болгарских монастырей, будь то известные всему миру Рильский монастырь, Бачковский, Роженский или не получивший столь широкую известность Черепишский монастырь, невозможно до тех пор, пока не сможешь вникнуть в глубины исторических судеб народа Болгарии. Только в этом случае можно воспринять верно и историю болгарских монастырей, и место, которое каждый из них занимает в сознании этой нации, и характер их деятельности. От самого своего основания каждый монастырь представлял собой нечто большее, нежели простой религиозный институт или глухую обитель, в которую удаляются от мирских соблазнов, чтобы полностью погрузиться в религиозную атмосферу. Когда в IX веке в Болгарии зародилось христианство, а впоследствии и вовсе было утверждено в общегосударственном масштабе, была достигнута цель культурного и духовного единства нации. И одним из орудий в достижении этой цели единения стали монастыри, где философами, писателями, просветителями буквально выковывалась не только религиозная догмата, но и сама культура болгарского народа, которая впоследствии переросла в национальное самосознание. И именно это созданное самосознание и помогло болгарам выжить, уцелеть и при этом полностью сохранить свою настоящую сущность в те жестокие пять столетий чужеземного ига. По этой причине болгарские монастыри уверенно можно назвать настоящими очагами просвещения и зарождения, укрепления письменности, теми храмами, где зарождалось искусство, и памятниками архитектуры. Однако и этих определений будет недостаточно, потому как после того, как были основаны первые монастыри на болгарских землях, они были невольно втянуты в острые конфликты, которые имели место в политике государства. И если вспомнить, что в средневековье единственным разрешением любых политических конфликтов был разгром противника и его порабощение, то в случае с Болгарией все именно так и произошло. В первом случае противником болгарского народа была Византия, которая несколько столетий держала Болгарию в порабощении (XI-XII века), а после, спустя два века, болгарскую летопись наполнили страницы, исполненные трагизма, в период османского ига, продолжавшегося долгие пять столетий – с XIV по XIX век. При этом зачастую писалась история именно в монастырских стенах, отчего народная культура тесно и органично переплелась с культурой монастырской. Те монастыри, что до сегодня сохранились в своем практически первоначальном виде, являют собой настоящую, живущую и ныне, летопись творческого созидания, болгарской культуры, становления самосознания народа и его роста, летопись чаяний и дум болгар. И Черепишский монастырь сыграл вовсе не последнюю роль в истории Болгарии, ведь именно в стенах этого монастыря веками трудились целые поколения переводчиков, писателей и каллиграфов, которые оставили по себе целый ряд бесценных памятников литературы.

Реликвии и достопримечательности Черепишского монастыря.

Одним из бесценных памятников литературы является Черепишское Евангелие XVI века, позолоченный оклад для которого был создан еще в 1612 году. Черепишское Евангелие содержит в себе Евангелие Апостола Якова и иеромонаха Даниила, а также сборник поучений и слов «Маргарит», который оставил по себе священник Тодор Врачанский. Что же касается других предметов, которые бы могли представлять ценность, то именно в этом монастыре посчастливится увидеть одни из ценнейших памятников искусства резьбы по дереву, которыми являются архиерейский трон и иконостас. К сожалению, до наших дней росписи в старой церкви практически не сохранились, хотя и были созданы/воссозданы одним из живописцев Тревненской школы всего лишь в середине прошлого столетия. Как и в случае со многими монастырями, до наших дней дошло немало всевозможных преданий, согласно которым на территории монастыря имеется не один зарытый клад, однако до нынешних времен не то, чтобы никто не находил каких-либо бесценных сокровищ, их даже никто и не пытался искать, потому как сам Черепишский монастырь и является одним из самых драгоценных сооружений, одним из самых удивительных мест на земле, в сравнении с которым любое земное сокровище и драгоценность непременно поблекнет и потеряет свою привлекательность.

Чем еще знаменит Черепишский монастырь.

В стенах этого монастыря, как уже раньше упоминалось, находили прибежище многие философы, писатели и общественные деятели, среди которых болгарский писатель, получивший широкую признательность и известность, Иван Вазов, и Софроний Врачанский, который проводит незабываемые несколько лет среди послушников Черепишского монастыря (в 1798 – 1799 годах). Иван Вазов свое вдохновение черпал не только в умиротворенной атмосфере монастыря, но и в прекрасной природе, что окружает монастырь, куда ни посмотри. Знаменит Черепишский монастырь еще и тем, что вместе с Этропольским, Рильским, Куриловским, Драгалевским, Кремиковским, Гложенским, Эленишским, Кукленским и некоторыми другими монастырями, сохранил при проведении богослужения именно церковнославянский язык.

Как выглядит Черепишский монастырь сегодня?

Безусловно, монахи, проживающие и несущие службу в монастыре, всеми силами стараются сохранить тот средневековый вид, что имели строения монастыря еще в средневековье. На большинстве зданий еще можно увидеть черепицу, а на кровлях зданий, где сохранить первозданный вид не удалось, видна металлическая крыша, выкрашенная в зеленый цвет, что так гармонирует с изумрудными лесами, которые, спускаясь с гор, подступаются к самим зданиям. Простота архитектурных форм, полное отсутствие вычурности и помпезности – именно так и подобает выглядеть монастырям, проповедующим аскетический образ жизни. Простота в Черепишском монастыре видна в каждом элементе – гармоничного размера оконные проемы, простое дерево, которое использовано для лестниц, оконных рам и ограждений, обычный для здешних мест природный камень, которым выложены пешеходные дорожки. Весь уникальный архитектурный ансамбль, как и полагается монастырю, предельно прост, и вместе с тем, уникален, при этом некоторые строения расположены достаточно близко к горным скалам. Реликтовые деревья, отвесные скалы Балканских гор, покрытые, то скудной растительностью, то густым лесом, проглядывающие сквозь траву и кустарники скальные камни, чистейший горный воздух и стремительно бегущая река Искыр – всем этим панорамным видом можно насладиться здесь, на территории Черепишского монастыря. Именно поэтому всенародная тяга к этому святому месту так устойчива.

Въезд в Болгарию


Болгария для туристов


Монастыри Болгарии