Подбор тураСтраховкаОтзывы об отеляхФотогалереяКонтакты

Телефоны горячей линии


Боянская церковь Св.Николая и Св.Панталеймона

Великолепный памятник средневековой живописи и архитектуры Болгарии, названная в честь святых Николая и Пантелеймона церковь стоит на расстоянии8 километровот центра Софии в юго-западной стороне от столицы Болгарии. В настоящее время эта местность, располагающаяся у подножия горы Витоша, является пригородом Софии, а в давние времена здесь находилось село Боян – потому и называют церковь Боянской. С октября 1979 года церковь находится под охраной ЮНЕСКО, эта организация включила храм в список культурного наследия мира. В 1996 году немецкой программой 3-CAT был показан документальный фильм о Боянской церкви, снят он был при содействии ЮНЕСКО и по заказу ЕС.

История Боянской церкви Святого Николая и Святого Пантелеймона уходит корнями в X век, именно тогда на территории крепости Батил (село Боян появилось позже) была возведена небольшая церковь. В XI веке крепость играла немаловажную роль в войнах с Византией. В XIII веке по воле владевшего Средецом (будущая София) севастократора Калояна церковные владения расширились, рядом с прежней церковью появилась новая двухэтажная. При этом богато разукрашены были оба храма. Еще одна пристройка была добавлена к «Калояновой церкви» в XIX веке. Таким образом, Боянская церковь включает в себя три разновременные постройки.

Самая старая из них – восточная – представляет собой построенную согласно местным традициям небольшую однокупольную церковь. На первом этаже следующего по времени возведения строения, плотно прилегающего к западному фасаду первоначального храма, находятся усыпальницы Калояна и его супруги Десиславы, на втором этаже – семейная часовня основателя этого храма. Снаружи «Калоянова церковь» украшена керамикой, а на северной стороне нижнего этажа просматривается надпись, свидетельствующая о том, на чьи средства был воздвигнут сей храм. Самой большой ценностью «Калояновой церкви» являются средневековые фрески (1259 год). Самая западная пристройка Боянской церкви, появившаяся в XIX веке, особой художественной ценности не имеет.

Мировую известность Боянской церкви обеспечили уникальные стенописи. Появлялись они постепенно, в разные эпохи – XI век, XIII век, XIV-XV века и в настоящее время представляют собой ценную коллекцию средневековой живописи. Тем не менее, самыми ценными из них являются появившиеся в 1259 году фрески. Изображения представлены в виде фигур (240), сцен (89) и композиций. Самыми древними из них принято считать изображения Святого Иоанна Рильского (отшельник, основоположник болгарского монашества), Николая Чудотворца (небесный покровитель Болгарии), Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны (ктиторы и владетели второго болгарского царства), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, а также Десиславы и Калояна (они также были ктиторами – это означает, что украшена церковь была на их средства).

Внешнее архитектурное оформление Боянской церкви выполнено в соответствии с местными традициями, оно не поражает величием и пышностью и выглядит очень скромно. Каменный, крытый черепицей, храм имеет плоские купола – благородство форм поражает взор той изящной стильностью, которая отличает шедевр древнего зодчества от бездушных подражаний современности.

Калоян изображен высоким мужчиной, лицо которого украшают черная борода и усы. Корона на его голове украшена жемчугом и синими драгоценными камнями – этого требовал этикет тех времен. В руках этого человека находится модель храма – ее он преподносит Богу, что символизирует вложенные Калояном на украшение храма средства. Супруга его изображена молодой стройной женщиной, одетой в длинный золотистый наряд. Украшением наряда являются вписанные в концентрические окружности львы. Корона на голове Десиславы украшена жемчугом и камнями – красными и зелеными. Изображения севастократора Калояна и его супруги Десиславы – великолепный пример болгарской живописи.

Удивляет в боянских стенописях то изящество, с которым болгарские мастера вышли за рамки традиционной храмовой живописи и создали новые для европейского искусства XVIII века образы. Исследователей поражает то, что, преодолев каноны живописи Византии, болгарские живописцы за сто лет до возникновения европейского ренессанса создали образы, поражающие своим реализмом. Лирическая одухотворенность в этих образах гармонично сочетается с драматической напряженностью, а внутреннее самосозерцание прекрасно соседствует с суровым аскетизмом.

Восстановление Боянской церкви Святого Николая и Святого Пантелеймона началось в 1954 году, при этом средства и методы реставрации росписей стали предметом горячих споров между болгарскими и зарубежными экспертами. Острая дискуссия, дополненная отсутствием финансирования, привела к тому, что этот уникальный храм был «законсервирован» в течение долгих лет и, разумеется, закрыт для посещения. Реставрация смогла завершиться лишь благодаря частным пожертвованиям. Стоимость реставрационных работ вылилась в немалую сумму – около 80 тысяч евро.

Но, ко всеобщей радости, реставрация закончилась благополучно и теперь один из немногих сохранившихся памятников средневековья Болгарии – Боянская церковь Святого Николая и Святого Пантелеймона – радует почитателей архитектурных шедевров. Кроме того, она является ярким свидетельством значительного вклада монументального изобразительного искусства Болгарии в европейское культурное наследие.

Въезд в Болгарию


Болгария для туристов


Монастыри Болгарии